Скопинская керамика

Скопинская керамика

Собрание скопинской керамики является, пожалуй, одним из главных предметов нашей гордости. Керамика Скопина украшала коллекции известных ценителей русской старины И.П. Щукина, А.А. Бахрушина, ее приобретали музеи. Работы скопинских мастеров высоко ценились и вызывали интерес на протяжении всего пути развития традиции. Так, в собрании Русского музея, среди предметов скопинской керамики конца ХIХ в. и начала ХХ в., достойное место занимают работы мастеров 1950-х – 1970-х годов: М.М. Пеленкина, А.И. Рожко, Н.К. Насоновой, Л.А. Масленниковой. 

В нашей коллекции собраны работы Татьяны Половинкиной и Александра Воеводкина, подлинных и удивительно талантливых продолжателей традиций керамики Скопина. Первое упоминание в документах Петербургского кустарного музея о скопинских работах относится к 1892 г. Исследователи отмечают роль братьев Оводовых (прозвище Сироткины) в возникновении производства декоративной скопинской керамики. Их фамилия была известна и фигурировала как в литературе, так и в устных рассказах гончаров. 

Со временем коллективный опыт гончаров достиг высокого мастерства, декоративные сосуды получили широкое распространение и всеобщее признание. Установились технические приемы изготовления, сложились формы и виды предметов, своеобразный характер декора, что в совокупности составило единый, ярко выраженный «скопинский» стиль. Истинные скопинские изделия отличает высокий технический уровень исполнения. Они изготовляются из светложгущихся глин, которые в природе являются спутниками угля и имеют темную окраску. После обжига такие глины дают светлый, розоватый черепок, характерный цвет которого служит одним из определяющих признаков скопинской керамики. Однородность черепка, его равномерная толщина, звонкость – все это свидетельствует о тщательности подготовки глиняной массы, хорошем обжиге, прекрасном владении природным материалом мастерами, работавшими в прошлом на примитивном гончарном круге. 

До сих пор скопинские гончары сохранили один из древнейших способов лепки – на гончарном круге из жгутов глины. Особое своеобразие придают изделиям яркие поливы. В состав скопинской глазури входит белый песок, окись свинца и окиси металлов-красителей. Окись меди окрашивает глазурь в зеленый цвет, окись марганца - в коричневый, а окись железа – в желтый. Глазурью в виде порошка посыпали изделия или поливали их, разведя порошок в воде. Крупинки глазури неравномерно распределялись на стенках сосудов. Во время обжига в горне они плавились и, стекая, образовывали пятна различной плотности – потеки, за что глазурям дали названия «потечные». Поливная посуда пользовалась большим спросом. Ее продавали не только на местном рынке, но возили на традиционные ярмарки в Москве, Рязани и южные губернии. Блеск глазури был особенно эффектен на рельефной поверхности. Мастера предпочитали украшать всю поверхность сосудов графическим и лепным орнаментом. Самыми простейшими инструментами, как то заостренные палочки или, к примеру, гильзы от охотничьих патронов, мастера прочерчивали, отпечатывали на еще не просохших после формовки стенках узоры различных комбинаций. Оттиск делали и специально изготовленными глиняными штампиками – «вылепками». Сосуды украшали «налепочками», которые выполняли от руки в виде фигурных выступов, колец и валютообразных завитков на крышках, носиках и ручках; в форме оборок, энергично отжатых пальцами, а также лепными фигурками животных и фантастических существ. 

В Скопине, как и ранее в Гжели, произошло соединение двух гончарных ремесел – посудного и игрушечного, в результате чего сложилось производство сосудов со скульптурными украшениями. Декоративные сосуды гончары делали лишь по особому заказу или для ярмарки. Но именно в них наибольшей полнотой проявился своеобразный скопинский стиль, характеризующийся исключительно смелой, сильной и богатой фантазией. Стремление разнообразно украсить сосуды вызвало изменение в форме изделий, что в свою очередь привело к появлению новых способов их выполнения. На смену целостному объему, вытягиваемому на гончарном круге, приходит создание изделия в несколько приемов. Отдельные части вытягивают, разрезают, скручивают и соединяют в самых неожиданных сочетаниях. В основе построения лежит сложная архитектоника – принцип ярусности, при котором изделие создается подобно архитектурному сооружению, все части которого поднимаются вверх, поддерживая друг друга. 

Скопинские мастера начали делать своеобразные, нигде ранее не встречавшиеся квасники и кумганы. Дисковидное тулово они поставили на коническую ножку. На тулове поместили высокое, сложной профилировки горло, по сторонам которого изогнули ручку и носик. Сосуд завершили крышкой, также сложных очертаний. Такова основная схема изделий. Но соединяя посудные объемы со скульптурными украшениями, гончары создали множество вариантов форм квасников и кумганов. Так примером замены отдельных частей сосуда скульптурными изображения служат квасники и кумганы, у которых на месте ручки и носика установлены фигурки птиц, извиваются змеи. Иногда носик превращается в голову на длинной шее. Голову покрывают тонкие полосы глины – волосы, а лицо - маска, в которой соединились черты человека и зверя. Скульптурные фигурки располагают не на плечиках сосудов, как это бывает в Гжели, а между носиком и горлом, связывая эти две части, а также в круглом отверстии дисковидного тулова или на крышке. 

Вариативность форм достигается не только заменой частей сосуда скульптурными изображениями, но и в результате изменения объема тулова. Гончары составляют его из отдельных частей: из четырех дуг, соединенных попарно в виде восьмерки или направленных в разные стороны, из дуг, составляющих шар, или из двух шаровидных объемов, и из трех трубчатых отрезков, образующих треугольник. И если в простых утилитарных сосудах форма соответствует бытовому назначению, то в сосудах сложных форм бытовую функцию почти вытесняет декоративно-пластическое решение предмета. 

Овладев искусством пластического обобщения в предметах простых утилитарных форм, скопинские гончары создали и совершенно новый вид изделий, которых ранее в Скопино не было, - скульптурные сосуды. Несмотря на то, что изделия сохраняют функциональность сосуда, они воспринимаются как самостоятельная скульптура. Еще один вид скопинских изделий – скульптурные подсвечники. Обычно выполнены в виде птицы-скопы, рыб, двуглавых орлов; иногда выполняют и функцию сосуда. Подсвечники составляют группу изделий, декоративность которых усиливается их функциональностью. Зажжённые свечи вызывают игру световых бликов на глазурованной поверхности, что создает впечатление сказочности, усиливает декоративное богатство предмета. Среди изделий скопинской керамики есть также и скульптурные изделия в виде отдельных фигур или композиций. Среди них встречаются и парные произведения. 

Образ человека, редко встречающийся в украшении сосудов, становится главным в декоративной пластике. Наряду с условностью и обобщенностью трактовки, тщательно прорабатываются лицо, прическа, головной убор, детали костюма. Мастера придают фигурам сложные позы и жесты. 

В нашей коллекции Вы найдете уникальные по исполнению кумганы, квасники, подсвечники и скульптурные композиции. Собранные нами предметы скопинской керамики разнообразны по форме и декору. Такое разнообразие – результат неустанных творческих поисков гончаров и художников промысла. В изделиях Скопина гончары воплощают свои эстетические идеалы, с полнотой проявляют техническое мастерство и расширяют границы творческих исканий. Мы верим в дальнейшее развитие этого уникального центра народного творчества, где происходит глубокое постижение традиций местного искусства. 

Источники: 
1. Григорьев Н.С. Художественная керамик Гжели и Скопина в собрании Русского музея. Каталог. – Л.: Искусство, 1987 
2. Салтыков А.Б. Русская керамика. Пособие по определению памятников материальной культуры ХVI – XIX веков. М., 1952 
3. Салтыков А.Б. Избранные труды. М.,1962 
4. Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. М., 1957 
5. Григорьев Н.С. Современная керамика Скопина – Сообщения Государственного русского музея, 1976, вып.11 
6. Григорьева Н.С. Проблемы стиля в современных керамических промыслах. Скопин. Гжель. – В кн. : Творческие проблемы современных народных промыслов. Л.,1981 
7. Указатель всероссийской кустарно-промышленной выставки в Петербурге в 1902 г. Спб., 1902 г. 
8. Ильинский В.Н. Скопинская волость. Краткий естественно-исторический и общественно-экономический очерк. Скопин, 1929 
9. Попова О.С., Леаль О.А. Декоративная керамика Скопина. Рукопись , 1946. Научный архив НИИХП.

0
В наличии (1 шт)
600 000 руб.
0
В наличии (1 шт)
55 000 руб.
0
В наличии (1 шт)
70 000 руб.
0
В наличии (1 шт)
15 000 руб.
0
В наличии (1 шт)
55 000 руб.
0
В наличии (1 шт)
20 000 руб.
0
В наличии (1 шт)
15 000 руб.
0
В наличии (1 шт)
20 000 руб.