Валентин Кандалов

Валентин Кандалов

Имя забайкальского живописца Валентина Кандалова хорошо известно любителям прекрасного. Участник многочисленных художественных вернисажей, он с большой любовью и мастерством через свои произведения проникновенно рассказывает о любви к обретенной родине. 

Валентин Васильевич родился на широких приволжских просторах - в 1930 году в селе Натальино Куйбышевского района. Детство и юношеские годы провел на Дальнем Востоке. Рано начав трудовую биографию, быстро понял, что главный смысл его жизни - творчество. 

В 1965 году он окончил Иркутское художественное училище и приехал в Забайкалье, где жил и работал до последних дней своей жизни. Кандалов рассказывал, что был раз своему приезду в Забайкалье, поскольку об этом месте он очень много слышал от хабаровских художников, повествующих в своих творческих отчетах о природе Забайкалья как о чуде, не имеющем равного себе в нашей стране.

На протяжении почти двух лет В.В.Кандалов преподавал черчение и рисование в читинских городских школах, а в конце 1967 года устроился художником-оформителем в объединение "Промтовары". Через несколько лет он уже возглавлял коллектив художественной мастерской, включавшей художников разных жанров и направлений. Живописей уверял, что это была пора самая творческая и интересная. Его производственная сфера включала создание  разнообразной рекламной продукции, оформление витрин, интерьеры торговых залов, но вместе с тем художник не забывал о творческих работах. "Живопись, - говорил Валентин Кандалов, - это моя жизнь, без нее я не мог существовать, готов и сейчас писать день и ночь, были бы условия". А работал он в то время, как и большинство художников, дома на кухне. Работал упорно, почти ежедневно. Благо после ухода на пенсию стало больше свободного времени для творчества, для осмысления прожитого и пережитого. 

После вступления Валентина Васильевича в члены профессионального Союза художников России многое изменилось в его жизни. С начала 2000-х годов он активно участвовал в выставках разного уровня - областных, зональных, республиканских, международных. Практически ежегодно проходили его персональные показы в Чите, Краснокаменске, Борзе. В середине 2000-х гг. он совместно с живописцем Леонидом Рыжовым принял участие в пяти международных выставках забайкальских авторов в Китае и Монголии.

Будучи участником трудового фронта, еще в 1940-х гг., он был награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны". Архив художника составляли несколько десятков почетных грамот и благодарностей за творческие достижения. Мастер получил почетные звания: заслуженный деятель искусств Забайкальского края и заслуженный художник Российской Федерации, а в 2010 году он получил премию Забайкальского края имени Народного художника СССР Д.Н.Дугарова.

О живописце неоднократно писали местные газеты и журналы. Его творческому пути посвящены около десятка персональных буклетов. Статьи о нем включены в "Энциклопедию Забайкалья" (Пермь, 2008) и "Забайкалье. Полифония мира" (Москва, 2009) и др.издания. А его произведения украсили многие музеи и частные собрания в России, Корее, Китае, Италии, США.

Творческий путь Валентина Васильевича был связан с живописью, где он отдал предпочтение в основном пейзажному жанру с незамысловатым сюжетом и простой композицией, целиком заимствованной у матери-природы. Художник не искал сложных ракурсов и масштабных пространств, он писал не столько картину природы, сколько ее состояние преходящее, меняющееся, мимолетное, едва уловимое. Большинство его работ возникли из этюдов и не претендуют на эпические полотна. Их сюжетная канва узнаваема и обыденна, но творческим воображением живописца приподнята над бытованием. Он не любит палящего солнца и открытого цвета, его палитра приглушена эмоциональным настроем мудрого и знающего жизнь человека. Его мазок трепещет на холсте, как осенний лист на пронизывающем ветру. То расплываясь в пространстве дальнего плана, то мажорно сливаясь на валунах переднего, он динамизирует внутреннее состояние и придает авторское обаяние живым впечатлениям от конкретных ландшафтных объектов, будь то гора, речка, березовый лес или лесная поляна.

Живописные полотна Валентина Васильевича смотрятся несколько необычно. Художник стремился для себя и зрителя открывать все новые и новые уголки родного края. Его тянуло к золотым пляжам озер ("Неспокойный Арахлей", 2005) и скалистым отрогам хребтов ("Алдун-Челон" 2009), к неповторимым берегам Онона ("Художники на Ононе", "На берегах Онона", 2008) и в удивительную торейскую котловину ("Ночной Зун-Торей", 2007; "Закат на Зун-Торее", 2010). Природное разнообразие Восточного Забайкалья - неиссякаемый источник его вдохновения. Живописец любуется переливами жемчужных оттенков водной глади и неповторимым колоритом забайкальских лесов. Ему важен эмоциональный настрой и внутреннее содержание каждого сюжета и мотива, чтобы из порой неброских видов создать незабываемую по красоте и настроению панораму забайкальских далей. 

В последних работах мастера стали наблюдаться новые тенденции, ранее несвойственные его мажорным настроениям и творческим устремлениям. 

Все чаще безмятежные пейзажные сюжеты стали обретать внутренний драматический стержень. Вот реют высоко в небе орлы ("Птицы", 2009). Или "разверзаются" небеса над мирной заброшенной деревушкой ("Роза ветров", 2008). Или счастливая мать наслаждается природной тишиной ("Лето", 2009), сидя посреди цветущей летней поляны. Вот бредет старушка по пустынной дороге ("Русская дорога", 2013): куда направляется она на крайнем рубеже своих странствий?..Лишь маячат вдали позолоченные кресты старого храма, собирая заблудшие души, потерявшиеся в потоках жизни...

Цветочная тема из пейзажных пространств, созданных в середине 2000-х годов, в настоящее время обретает новое звучание в натюрмортных работах Кандалова. "Пионы" (2009), "Сирень" (2009), "Июльский букет" (2010), "Воспоминания о выпускном вечере" (2013), "Память о Даурии" (2013) - лишь малая часть его весенне-летних "песен", где в скромной красоте забайкальских полей художник стремится постичь главное -  бесхитростность жизни, ее неповторимость и своеобразие. Вот красуются на столе замечательные результаты дачных хлопот, плодовитые подсолнухи картинно изгибают в задумчивости свои стебли, поблескивают глянцевыми боками райские яблоки. В частном художник умеет видеть общее, в отдельном - закономерное. А в целом - он просто любуется непритязательностью и тонкостью обычного, узнаваемого и потому неприметного.

Нет-нет, да появляются у мастера на мольберте портреты. На них - лица близких, друзей и хороших знакомых художника. Чувствуя высокую ответственность, он старательно подбирает фон, критичен к деталям и требователен к собственному живописному решению образа. Художник не гонится за фотографической похожестью модели, ему важны общее настроение, психологическое состояние, возможность заглянуть в глубины нашей безмерной души, где и сами-то мы не всегда имеем доступ. Поэтому так неожиданны эти полотна. 

За последние годы жизни Кандалов написал несколько автопортретов. В каждом авторское видение не столько себя, сколько судьбы художника в современном мире. Кто он? Зачем он пришел в мир современных технологий? Его ранимой душе непросто вот так через палитру рассказать о смысле жизни и творчества. Поэтому он слегка отворачивается от нас, внимательно вглядываясь в еще несуществующее отражение на холсте или в раздумье опустив руки, отрешенно смотрит вперед себя. Что он видит?...

Поверхность картинного пространства волнуется от обилия мазков, эмоциональным вихрем уложенных на холст. В каждом повороте событий, в простом деревенском домике, в бредущем по полям стаде мы чувствуем незримое присутствие творца. Чувственный настрой его полотен заряжает смотрящего, оставляя в его душе легкий, как дым, след завтрашнего волнения. 

Каждый зритель может найти для себя пейзажный мотив, созвучный любому его настроению и состоянию души. В этом проявляется в первую очередь терапевтический эффект настоящего произведения искусства.

Живописец нашел свой почерк, неповторимую лирическую интонацию, которая оказалась сродни общей художественной концепции забайкальского изобразительного искусства. Восхищение перед вечной красотой матушки-природы и тактичность эмоционального камертона в душе художника позволили ему создать чудесную картину обыкновенного мира. 

25 ноября 2016 года после продолжительной болезни Валентин Васильевич Кандалов ушёл из жизни.

Это невосполнимая утрата для культуры Забайкалья. Год назад к 85-летнему юбилею он сделал персональную выставку, которую помнят читинцы. А сейчас в Чите ещё висят афиши межрегиональной выставки «Художник на Байкале» – последней выставки, где он представил при жизни свои работы. Вокруг него всегда было много людей. Даже создался кружок художников и любителей живописи, который так и именовался – «Кандаловский».

Ел. Иманакова,
искусствовед, кандидат культурологии, член Союза художников России 
и Международной ассоциации искусствоведов.